Управление по делам

молодёжи города

Краснодара

Материалы

Что самое главное в работе с подростками?

Статья специалиста 1 категории Сахтиановой Полины

и старшего координатора Скубач Татьяны

 

Если вам кажется, что ваш ребёнок уже совсем взрослый, то это вам только кажется! Работа с трудными подростками подразумевает огромную силу воли, эмпатию, то есть осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Вроде бы ничего необычного – всё как по учебникам – только вот какая интересная вещь: многие из этих детей совсем не чувствуют себя детьми. Да, практический каждый подросток на планете считает себя умнее всех на свете. Он сам знает, что ему нужно, сам решает как жить, учиться или нет. Но, есть дети, у которых не было ни единого шанса почувствовать себя ребёнком с самого рождения. 

 

Есть такая немецкая поговорка: "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на нас". Дети часто просто копируют поведение взрослых. Это особенно заметно в общении с трудными подростками, стоящими на различных видах учёта. У них нет должного воспитания, поэтому нет и уважения к взрослым. Они считают себя способными сами решать свои проблемы. Поэтому им не нужна школа, учителя, родители, знания... они всю свою жизнь просто пытались выжить. Они учились самостоятельности, как только начали ходить. Они знают, где найти еду, где переночевать и что сказать, чтобы избежать наказания. Они умеют врать, как никто другой. У таких детей совсем другие учителя – улица  и плохая компания. 

 

Но, ведь они и не знают, как жить по-другому.  Да, есть ребята из хороших семей, которые попали в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних по глупости. У них есть хорошие условия для жизни, родители, которые вкладывают всю душу в своих детей. Просто была совершена ошибка из-за убеждённости в своей исключительности. Или на спор! А бывает, что мама с папой много работают, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И вот: проявление самостоятельности – провал – полиция – постановка на учёт. Многие из таких детей очень хотят всё исправить. Была бы их воля, они отмотали бы время назад и не оказались в том месте, в то время, не совершили бы тот проступок, который перевернул всю их жизнь. Они были бы дома, где тепло и уютно. Теперь они понимают, что это единственное место, где они всегда в безопасности. Теперь им страшно, они понимают, что они все-таки дети, что они ещё так мало знают о жизни, что мама была права, а папа ругал по делу. Они больше не хотят ничего решать и казаться взрослыми. Но, к сожалению, не все из подростков понимают всю серьёзность ситуации, дальнейшие последствия и влияние совершенного ими проступка на всю оставшуюся жизнь. У таких ребят ответ на всё один: "Мне всё равно".

 

Вообще, кто такие эти "трудные подростки", и почему они так трудны? Исходя из терминологии, их можно описать как личности с внутренним конфликтом по отношению к ценностям, нормам, нравственным ориентациям общества. Такой конфликт может быть относительно скрыт в условиях школы или семьи. А потом, казалось бы, благополучный ребёнок, не внушающий тревоги, вдруг оказывается в сложном положении или, вообще, становится правонарушителем. Самое главное в этом определении, на мой взгляд, слово "конфликт". И исходит этот конфликт, как правило, из семьи подростка. И именно в этом заключается трудность. Трудность в преодолении стены, которую ребята  выстраивают в общении с внешним миром, в общении с взрослыми и уж тем более с посторонними. Это нам трудно с ними, это для нас они непонятны и сложны. Это мы – то общество, которое не принимает и осуждает их. А для подростков мы порой являемся лишь раздражителем, который настойчиво уверяет их в том, что лишь только они сами виноваты в своих бедах, не понимая, что корень ситуации намного глубже, чем проявление некорректного поведения.

 

Многие из тех, кто рос в условиях, где родителям нет дела до того, где ночует их ребёнок, во что одет и ел ли вообще сегодня, по сути дела, и не знают, как жить иначе. У них есть исключительная особенность: они притягивают неприятности, как магниты. Но они совсем не знают, как из них выпутываться, и в силу возраста не понимают, как работают жизненные механизмы. Им легче сбежать из дома и делать то, что они впитали, как губки – копировать поведение взрослых, в чьей любви и внимании они так сильно нуждаются. Их не хвалят за успехи, они к этому привыкли и больше не стараются. Им не уделяют внимание просто так, поэтому, они привлекают внимание своим вызывающим поведением. Но они всего лишь дети. Это неоспоримый факт, который так сильно раздражает подростков. 

 

Главная задача специалиста, который работает с такими детьми, – дать несовершеннолетнему возможность побыть ребёнком. Подарить искренние положительные эмоции, которых они были так долго лишены. Дать им шанс познакомиться с другим миром -добрым, светлым и ярким. Увлечь их чем-то, что будет приносить им радость, ощущение внутреннего спокойствия. Показать, что не обязательно делать что-то плохое, чтобы чего-то добиться. Можно зарабатывать, а не воровать. Можно стать, лидером команды,  не пуская вход кулаки. Можно ошибаться, путать слова, петь невпопад, но быть в центре внимания без осуждения. 

 

Механизмы воздействия здесь довольно просты, но действенны: приглашение на всевозможные мероприятия, кинопоказы, экскурсии, походы; вовлечение в деятельность молодежных клубов с учётом интересов несовершеннолетнего; трудоустройство и оздоровление в тематических лагерях в летний период времени; участие в проектах и добровольческом движении Центра молодёжной политики г. Краснодара. 

 

Да, с ними сложно, они часто подводят, не идут на контакт, ленятся, сопротивляются. Но, они нуждаются в заботе, понимании. И каждое их появление на мероприятии Молодёжного центра – это наша маленькая победа. А уж если кто-то из них позвонил просто так, потому что увидел в тебе друга, или пришёл в гости без всякой причины, потому что просто соскучился, – так это самая высшая оценка нашей работы! 

 

Человека нужно любить больше всего именно тогда, когда он меньше всего этого заслуживает. И это не принцип работы – это где-то глубже, на подсознании! Мы не занимаемся воспитанием, но мы можем помочь подросткам скорректировать их мировоззрение через положительные эмоции, через постоянную занятость  в каких-то интересных и полезных делах. Дать возможность ощутить себя важной частью большого механизма, который работает для того, чтобы именно его жизнь стала лучше. Через призму искренности дать понять, что в мире существует не только грязь и боль. Что смех и радость вызывают не только запрещённые вещества, а простое человеческое  общение или, например, победа  в конкурсе талантов.

 

Что самое главное в работе с трудными подростками? Это терпение и уважение. Результата никогда не бывает сразу. Порой кажется, что всё бесполезно и нет сил! Но осознание правильности и важности своих действий, сложной психологической работы не даёт возможности сдаться  даже в самой, казалось бы, тупиковой ситуации. И ты просто не отступаешь, потому что ты не можешь их подвести. У тебя просто нет такого права! Особенно, если подросток тебе поверил. А уважение к личности, ее интересам и желаниям – неотъемлемая часть общения с теми, кто забыл, как просто порой быть ребенком.

 

Но есть то, без чего работа с детьми просто невозможна. То, что дети с серьёзным взглядом и осторожностью в любых действиях чувствуют на уровне инстинктов. Простые вещи, о которых известно каждому взрослому, о которых написано и сказано так много, но которые они под силу далеко не всем. Это искренность в общении и любовь! Да, именно любовь к детям, которая звучит лейтмотивом каждого рабочего дня в Молодежном центре. Бескорыстная любовь, которая является неоспоримой даже тогда, когда они, по мнению общества, меньше всего её заслуживают!